СМОЛЕНСКИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ
Провинциальные ММ
(Медиа-магнаты в их эволюции)

На Руси появились медиа-магнаты.
Откуда взялось на свет божий это пока немногочисленное, алчное, насекомоядное на вид, но всеядное по сути племя бизнесменов от СМИ?
Пути медийные неисповедимы. И всё же...
Не будет брать для примера столичные или крупные города - у них своя особенная, "отличная от других", проторенная дорожка: сынки из элитных комсомольско-партийных семей - дипломатов, писателей, журналистов - им сам Бог велел быть на острие атаки. В провинции дело обстоит несколько иначе.
Взять, к примеру, Смоленщину. Или, ещё лучше, отдельно взятый губернский город.
Первое племя, из которого вышли нынешние газетные, телевизионные и радийные боссы - "традиционалы". Некогда проявившие себя на обширном поприще комсомольско-партийной или советско-хозяйственной деятельности, некоторые представители номенклатурной элиты, держа нос по ветру, вовремя смикитили, что грядут перемены. И, чтобы удержаться на плаву, стали рядиться в демократов-интеллектуалов: всякие там перестроечные "Диалоги" стали для них первой ступенькой на лестнице, восходящей к вожделенной цели. Причём, пользуясь уже существующими структурами самоуправления типа городского Совета. В результате чего в Смоленске появилась необходимая им многотиражка (и по виду, а как потом оказалось - и по сути!), отражающая настроения "прорабов перестройки" - алчных, неудержимо стремящихся к власти, отрицающих и топчущих всё и вся на своём пути. Ещё силён был КПСС-ный слон, неуклюже поворачивающий свой зад в проеденном молью времени командирском кресле, и потому на мелкую огрызающую моську никто всерьёз не обращал внимания. А моська злилась и бесилась, пока не настал её звёздный час - грянул путч августа 1991-го... Вот тут-то и понеслась вода в хату.
С развалом Союза и укреплением в центре потскоммунистической элиты первые ростки дикого капитализма доползли и до провинции. Многочисленные кооперативы и ТОО с не очень ответственными товарищами во главе стали входить в моду и в газетном бизнесе. И главные редакторы городских многотиражек с многообещающими "столичными" названиями совместили в едином лице и редакторскую, и директорскую роли... Так появились "традиционалы", господствующие на зарождающемся медийном рынке вплоть до событий осени 1993 года, когда начавшая загнивать ельцинская верхушка, мнящая себя демократической, стала править страной отнюдь не демократическими методами, расстреляв танками парламент.
Желание заработать любыми средствами, имея при этом "карманные" СМИ, породило другое племя доморощенных медиа-магнатов - чаще всего выходцев из уволившихся в запас офицеров. Взгляды их стали падать на столичные и нефтяные капиталы. В Смоленске появилась первая частная телекомпания и агентство также со звучным "столичным" названием, выпустившее первую "бесплатную" массовую газету, которую рассовывали по ящикам на радость ничего не подозревавших обывателей. Стала закладываться психология "столичной халявы" и мнение, что столица нам поможет.
Одновременно с "офицерами" начали поднимать голову бывшие партийные номенклатурщики и борзописцы-страперы, работавшие ранее спецкорами всесоюзных изданий. Появилась государственная телерадиокомпания, которую сразу же попытались прибрать к рукам областные власти.
Нужно заметить, что все эти перипетии, как ни странно, один в один совпадали с витками выборных кампаний. И потому алгоритм развития СМИ на Смоленщине стал напрямую зависеть от выборов различных уровней - появились первые "пиарщики", но о них отдельный разговор.
Третье племя местечковых медиа-магнатов выросло из "маргинальных" всеядных бизнесменов, сообразивших, что газетный товар также с успехом можно продавать. Тем более - влиять на общественное мнение. Стали появляться частные типографии и газеты, многие из которых либо умерли, не дождавшись "светлого капиталистического завтра", либо слились в крупные консорциумы. Тем временем племя магнатов-"офицеров" из "столично-халявного" бизнеса, брошенного на произвол судьбы, постепенно, исподволь перебралось под тёплые крыши властных и государственных структур, соорудив странный конгломерат частно-государственного СМИ-бизнеса - прежде всего в лице областного комитета по печати. А тот, в свою очередь, подмял под себя основную массу районных СМИ, создав тем самым благоприятное поле для воздействия на умы и мнения в глубинке.
Параллельно укрепил свои позиции крупнейший издательский центр, раскинув в губернском городе собственную сеть киосков для распространения печатной продукции.
К Смоленску вплотную подошла эпоха развитого медиа-бизнеса...

Смоленский Наблюдатель
ОСЕННЕЕ НАСТУПЛЕНИЕ СВЯЗИСТОВ
Выборы состоялись. Что дальше?
Почетная ссылка Сергея Антуфьева
Вук Дебрянский
E-mail: sergey_izotov@inbox.ru
 



Hosted by uCoz